Авторские туры

Как грамотно составить договор организаторам авторских туров?

Юрист компании «Юристы для турбизнеса Байбородин и партнеры» Вадим Погорелов на вебинаре «Договор с туристом – защита от финансовых рисков» поделился информацией о том, как избежать проблем с оформлением договоров между организатором авторских туров и клиентом.

Прежде всего, Вадим подчеркнул, что в законодательстве Российский Федерации нет такого понятия, как «авторские туры» или «авторский туризм». Зато есть такой термин, как «туристский продукт».

Согласно федеральному закону «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» от 24.11.1996 N 132-ФЗ, турпродукт – это комплекс услуг по перевозке и размещению, оказываемых за общую цену. Таким образом, если компания оказывает отдельные услуги по размещению или экскурсионному обслуживанию, ее деятельность не подпадает под закон о туризме.

Однако, с 2017 года, даже если вы заключаете два отдельных договора с туристом – один на перевозку, другой на наземное обслуживание (гостиничные услуги, трансфер, экскурсионное обслуживание и т.п.), ваша деятельность все равно признается судебными инстанциями как деятельность по оказанию туристических услуг.

Поэтому организаторам так называемых «авторских туров» необходимо исключить факт формирования туристического продукта и — следовательно — использование данного понятия в договорной базе.

Что нужно предусмотреть в договоре организатору «авторских туров»:

1) четко сформулировать предмет договора, обозначить свою роль посредника / агента. Турист должен начиная с предмета договора понимать, что вы не оказываете эти услуги, что вы оказываете ему исключительно услуги по бронированию и оплате тех услуг, которые указаны в заказе у непосредственных поставщиков услуг. Поставщиков услуг также нужно указать. 

2) ваша посредническая роль должна быть отражена на протяжении всего договора с туристом, чтобы в последующем, в случае конфликтных ситуаций с клиентом, вы могли ссылаться на п. 48 постановления Верховного суда №17 о рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей

3) исключить из договора любые понятия, связанные с туризмом: «тур», турпродукт», «турист» и т.п. Вместо этого указывать просто «услуги», например, «услуги по размещению». В противном случае суд может признать вас туроператором и отвечать придется по закону о туристской деятельности.

4) если вы оказываете услуги наземного обслуживания на территории Российской Федерации, с 2019 года стало необходимо указывать категорию гостиницы (ее «звездность») в договоре с потребителем. Озаботьтесь получением документов, подтверждающих класс или категорию тех услуг, которые вы реализуете.

О том, как грамотно оформить договор между туристическим агентством и потребителем услуг, чтобы суд, в случае возникновения конфликтных ситуаций с клиентом, оказался на стороне бизнеса, а также о том, правомерно ли заключение договора онлайн, вы можете узнать из вебинара «Договор с туристом – защита от финансовых рисков», который состоялся 13 ноября 2019 года на платформе Travel Marketing. 

Travel-маркетолог, специалист по продвижению, помогаю компаниям, работающим в сфере туризма и гостеприимства, привлечь своих клиентов.