Работа под пальмой
Реклама

Бесплатное продвижение: миф или реальность?

Утро понедельника началось с вопроса, который сильно резанул. В контексте продвижения в соцсетях зашел разговор про рассылку в личку «приглашений» вступить в группу. На мои грозные предупреждения, что это вообще-то спам, пришел комментарий: «Эх, всё через рекламу(((»

Вообще-то, если опустить данный способ, то к бесплатным методам продвижения я отношусь спокойно и местами даже положительно. Безусловно, очень приятно получать «просто так» подписчиков в тех же социальных сетях или, уж тем более, продажи своих услуг. Однако есть два подводных камня.

Камень первый — почему-то очень часто любители бесплатных способов забывают посчитать время, которое было затрачено на получение результата. К примеру, вы решили устроить взаимопиар в Инстаграме. Вам нужно найти потенциальные площадки, которые имеют а) схожую целевую аудиторию с вашей, б) имеют примерно равное количество подписчиков с вашим аккаунтом (или вовлеченность); затем найти контакты и написать всем письма/сообщения; получить ответы; договориться; проконтролировать взаимные договоренности; оценить результат. Сколько это займет времени? 10-15 часов? Меньше, больше? А сколько стоит час вашего времени? Умножаем хотя бы на 500 руб. (если вы хоть как-то уважаете свой труд) и получается уже совсем не бесплатно, а весьма даже ощутимо.

Камень второй — назовем его скоростью получения результата. Расскажу на примере. Когда-то очень давно я работала в компании маркетологом, и мы запускали совершенно новый проект. На старте был разработан сайт, загружены на него все продукты, настроено SEO. На удивление, несмотря на очень конкурентную нишу, сайт довольно быстро поднялся в поиске и приносил стабильно 1-2 заказа в день (средний чек продукции — 1-1,5 тысячи руб.). Несложно посчитать, что проект приносил совсем небольшие деньги, развивалась клиентская база, но очень медленно. При этом никаких вложений в рекламу не делалось. Когда же наступил «мертвый сезон» в нише, было принято подключить четыре канала рекламы, вложить тестово небольшую сумму и посмотреть на результат. В первый же месяц доход вырос в 3,5 раза (!). Да, мы могли и дальше сидеть на 1-2 заказах в день «за бесплатно», но вложившись — получили сильно больше.

Выводов будет два. Первое — каждый канал продвижения (даже «бесплатный») должен быть оцифрован и просчитан, а выгоден ли он вам (как в условном примере, может за 5000 руб. дешевле/проще было настроить таргет?). За иллюзорной бесплатностью может скрываться такой объем работы, что на фиг. Второе — это четкое понимание, что не все бизнесы смогут выплыть, если долго раскачиваться. Представьте, если как во втором примере, у вас офис в аренду и в найме 3-5 сотрудников? Вы точно не закроетесь через год, если будете ждать, когда «оно само» начнет приносить доход без рекламы?..

Расскажите, а какие «бесплатные методы продвижения» используете вы? Что реально работает? 

Travel-маркетолог, специалист по продвижению, помогаю компаниям, работающим в сфере туризма и гостеприимства, привлечь своих клиентов.